Андрей Антохин:
SEO‑специалист сейчас просто обязан разбираться в маркетинге глубже, а иначе он не сможет конкурировать на рынке. Что это, если не проявление маркетинга, — ответить на вопросы своей аудитории и закрыть часть возражений уже на этапе знакомства с услугой на сайте?
Андрей Антохин:
Иногда этот список вообще делают простым текстом, без разметки, стилей и прочего. Но такие FAQ занимают довольно много места.
Андрей Антохин:
Самый простой и популярный вариант. И поисковики всё видят в коде, и для пользователей всё понятно и красиво.
Андрей Антохин:
Я такой вариант использую как временное решение, а потом мы дорабатываем его вместе с дизайнером.
Андрей Антохин:
С таким вариантом может быть проблема: поисковики, особенно Google, могут не совсем корректно его считывать. Но это лечится разметкой JSON‑LD.
Андрей Антохин:
Я такой вариант встречаю редко.
В целом это относится к предыдущему варианту, потому что реализовано с помощью JavaScript, и комментарий здесь такой же: нужно использовать разметку JSON‑LD.
Андрей Антохин:
Это отличный вариант, потому что он полезен для людей. Тут уже даже не так важно, как дела с SEO, если человек будет оставаться на странице и решать свой вопрос. Это положительно влияет на поведенческие факторы.
Но реализовать такой FAQ с поиском по вопросам довольно сложно с точки зрения разработки.
Андрей Антохин:
Вопрос технической реализации такого элемента стоит остро, и вариантов создания действительно очень много. Но если отвечать кратко и по сути, то важно понимать следующее.
Поисковые системы постоянно развиваются и уже пришли к тому, что могут корректно считывать сайты на JavaScript и SPA‑сайты. Конечно же, при должном подходе команды разработки и SEO‑специалиста.
Однако бывают случаи, что контент на JS считывается неверно. Здесь ситуацию идеально описывает выражение «На поисковую систему надейся, а сам не плошай». Если решились делать на JS, то контролируйте индексацию, проверяйте кэш страницы и следите за корректностью результата.
Несмотря на то что JavaScript делает красивое оформление и анимацию на странице, я почти всегда предпочитаю прописывать этот блок кодом с дополнительной микроразметкой в JSON‑LD или Schema.org. В этом случае я всегда уверен, что получу ожидаемый результат и роботы поисковых систем поймут всё верно.
Андрей Антохин:
Я бы хотел ответить на вопрос не только с технической точки зрения, но и с маркетинговой. Вот что ещё важно для этого блока.
Не высасывайте из пальца вопросы и тем более не просите ChatGPT написать их за вас. Эффекта от этого будет ноль или около нуля.
Вы можете вдохновиться у конкурентов или вытащить вопросы через интервью со своими клиентами, а затем грамотно их оформить в ответы. В конечном итоге люди видят лишь реализацию, а машины видят код. И если вопросы будут полезными, интересными и вовлекающими, то это повлияет на поведенческие метрики сайта путём удержания посетителя на сайте. В идеальном случае человек и вовсе решит вопрос на вашей странице и его последний клик будет вашим. Это точно будет зафиксировано поисковыми системами и даст вам преимущество.
Поэтому вот краткие выводы: блок Q&A нужно делать, улучшать его микроразметкой и обязательно контролировать о результат. И будет вам счастье в виде трафика, заявок и продаж.