Кластер — это группа ключевых слов, связанных между собой намерением пользователя. Если мы можем предположить, что по разным поисковым запросам пользователи на самом деле ищут одну и ту же информацию, то эти запросы обычно объединяются в кластер.
❗ Наблюдение из опыта
Если релевантная меняется раз в полгода, то это не означает автоматически, что на сайте есть каннибализация. Возможно, изменился интент запроса (например, с коммерческого на информационный), и трафик вместо продающей страницы стал идти на статью.
Коммерческость запроса — это показатель, который отражает степень коммерческого намерения у пользователя, который вводит этот запрос.
Если с большей долей вероятности по этому запросу пользователь хочет найти товар или услугу, которые можно купить, то запрос коммерческий.
При этом в разных регионах коммерческость запросов может быть разной. Это можно проверить в специальных сервисах или в выдаче вручную.
Если по запросу поисковик показывает коммерческую выдачу, то запрос, скорее всего, коммерческий, если информационную — то информационный. Кроме этого, выдачи могут быть смешанными.
❗ Наблюдение из практики
Если на сайте большое количество статей, то проверить каннибализацию обычными способами может быть трудно. В этом случае мне помогает Яндекс.Метрика.Если трафик низкий, позиций нет, а, судя по содержанию страницы, она должна ранжироваться по частотным запросам, то для меня это признак, что проблема, возможно, есть. Кроме этого, проверяю, какие тексты ранжируются по этим частотным запросам, — смотрю, как оптимизированы страницы.
- Проверяю позиции по инфозапросам в Топвизоре.
- Сравниваю с трафиком по страницам из Метрики.
Например, был случай с двумя статьями: «Что такое техплан?» и «Этапы техплана». Статья «Этапы техплана» не получала трафика, так как была каннибализация со статьёй «Что такое техплан?» — там был блок текста по этапам. При этом страницы, судя по позициям, не «мигали».
Сделайте кластеризацию по ТОПу онлайн — это намного проще, чем группировать каждый запрос с нуля вручную
Разбить семантическое ядро любого объёма на кластеры можно в 1 клик с помощью инструмента Кластеризация запросов по ТОП‑10 выдачи. Инструмент соберет лучшие сайты из выдачи и проверит, по каким запросам поисковая система ранжирует одинаковые URL. Такие запросы будут объединены в группы. Если вам захочется поэкспериментировать с полнотой групп, настройки кластеризации можно изменить почти бесплатно в течение 7 дней.